ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ:
+7 495 0214417
ВЫБЕРИТЕ БЛИЖАЙШЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО:
удобно. выгодно. надежно.
стратегический партнер в вопросах грузоперевозок,
работающий в ваших интересах
19.05.2011

Таможенная служба Российской Федерации внедряет подачу деклараций через интернет

Внедряя новые технологии, Федеральная таможенная служба Российской Федерации по итогам 2010 года заявила, что с нового 2011 года внедряет возможность массовой подачи деклараций в электронном виде и через сеть интернет. А готов ли к работе в подобном формате отечественный бизнес, и по какой причине в деле информационных технологий государственные органы опередили негосударственные. Свой комментарий нам любезно предоставил советник руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации Александр Дуров.

Александр Юрьевич, расскажите, что сейчас творится в сфере декларирования через интернет и если сейчас возможность внедрить то, о чем пресс-служба ФТС заявляла в конце прошлого года?

Да, это факт, действительно таможня располагает всем требуемым техническим и программным оснащением, чтобы уже сегодня начать прием деклараций по новым правилам — в электронном виде, внедряя в жизнь программу декларирования посредством сети интернет.

В частности, число деклараций в электронном варианте, принятых таможенными органами в 2010 году, составило более пятисот тридцати тысяч. В одном только декабре прошлого года сотрудники таможни каждый день принимали на оформление более 53,5 процентов электронных деклараций, причем посредством Интернета деклараций передавалось порядка 51,5 процента. Это огромная цифра, поскольку в начале прошлого года процент поданных в электронном виде деклараций составлял всего 2,6 процента.

Федеральная таможенная служба постоянно внедряет в свою деятельность новейшие таможенные технологии, что связано с потребностью более рационального применения ресурсов, а также необходимостью в формировании наиболее приемлемых условий для постоянного и поступательного развития внешнеторговой деятельности.

К тому же, практически третья часть участников внешнеэкономической деятельности уже применяют интернет-декларирование. Но почему пока эта цифра настолько мала? Все достаточно просто — виноваты сложившиеся десятилетиями стереотипы, плюс бизнес-структуры обычно предпочитают выбирать тот тип подачи документов, который обойдется дешевле.

Так, имея возможность подать декларацию на бумаге, и нежелание тратить свои личные средства на покупку оборудования, установку специфического программного обеспечения и проведение аттестации информационной системы, согласно требованиям безопасности распространения данных, большинство участников внешнеэкономической деятельности много не мудрствуют, а подают декларацию на бумаге.

Конечно, есть еще вариант подавать декларацию, пользуясь услугами информационных операторов, но и тут все равно имеется возможность траты средств. Не будем говорить голословно, но нельзя абсолютно исключить тот факт, что годами наработанная практика все же является очень сильным стимулом. Кроме того, процедура электронного декларирования делает практически невозможной процедуру поставок продукции окольными путями, которые могут быть реализованы, в том числе, и при участии сотрудников таможенной службы. В итоге, таможенный процесс становится более прозрачными.

А какое же ПО должно быть у частников бизнес-деятельности, чтобы они могли реализовывать получение и обработку электронных деклараций посредством сети Интернет?

Сфера программного обеспечения бизнес-структур, принимающих участие во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, сформирована достаточно давно. Сегодня, к примеру, на мировом рынке имеется несколько вполне приличных программных продуктов, которые в ходе здоровой конкуренции только улучшают свои параметры. Эти продукты имеют аттестат ГНИВЦ ФТС Российской Федерации, так что на выбор потребителям нам есть что предложить.

Как распределяется активность подачи интернет-деклараций по регионам и может ли освоить возможность подачи электронной декларации предприниматель из глубинки?

Объем декларирования в разных регионах Российской Федерации значительно отличается. Безусловно, в сфере электронного декларирования лидирующее положение занимают Центральный регион и Северо-Запад. А что касаемо доли интернет декларирования в массовой доле, то по данным 2010 года среди других регионов России можно выделить Приволжье.

В большинстве своем подобный аспект можно объяснить тем, что именно там сосредоточены ориентированные на экспорт предприятия и крупные производства, которые тяготеют к более быстрому и упрощенному процессу подачи документов и таможенного оформления. Нужно дополнительно отметить, что таможенные структуры данного региона очень тщательно взялись осваивать перспективы новых таможенных технологий.

Учитывая практическое значение и возможности применения данных технологий, которые настолько популярны в целом ряде областей, стоит отметить, что удаленность декларанта от фактического месторасположения места подачи интернет декларации не препятствует последнему внедрять новые возможности, используя для этого Интернет.

Какой процент деклараций в данное время подается в бумажном виде? И в чем причина подобного явления?

На сегодняшний день на бумаге в ФТС поступает менее половины от всех документов, подаваемых в России. К концу 2010 года, учитывая меры, принятые таможенной службой РФ с целью популяризации возможности подачи деклараций в электронном виде, число электронных деклараций выросло до 52 процентов.

Исходя из проанализированных данных, проблемы распространения интернет варианта деклараций можно рассортировать на 2 группы. В основном это технические проблемы, которые связаны с низким качеством оборудования, прежде всего — серверов, сбоями в передаче данных, реализующих процесс передачи электронной информации. И организационные моменты, которые оказывают влияние на совершенствование нормативно-правовой базы.

В данное время возникает понимание потребности пересмотреть основные принципы, согласно которым производится процесс электронного декларирования, и той выгоды, которую несет с собой подобная процедура.

Естественно, свое негативное влияние оказывает и пресловутый человеческий фактор. Ведь косность и старые привычки имеют, к сожалению, огромную силу, которая неотвратимо препятствует наступлению прогресса. И решить данную проблему может только формирование четко структурированных межведомственных информационных систем, которые будут выполнять документооборот четко, досконально и без сбоев в работе.

Все это существенно повысит доверие пользователей и привлекательность процесса интернет-декларирования для участников внешнеэкономической деятельности.

Нам известно, что в процессе развития электронного интернет-декларирования сформировалась совершенно новая возможность, позволяющая внедрить технологию удаленного производства продукции. Как в данное время реализована эта возможность?

Нуждается ли эта технология в каком-либо усовершенствовании со стороны Федеральной Таможенной службы, или проблема с внедрением в использование зависит напрямую от неготовности бизнес-структур, участвующих во внешнеэкономической деятельности?

Возможность внедрить удаленный выпуск продукции подразумевает раздельное ведение фактического и документированного контроля в органах таможенной службы, которые находятся на значительном расстоянии друга от друга. Интенсивное освоение данной возможности с применением самых современных технологий по времени совпадает со временем активного введения приема электронной декларации.

Технология удаленного выпуска показала себя как работоспособный и очень эффективный рабочий инструмент. Данная техника работает в штатном режиме, постепенно распространяя сферу своего влияния на новые таможенные структуры, а также улучшается и стабилизируется нормативная база. С учетом технической стороны, процедура удаленного выпуска формируется с применением того же программного обеспечения, что и электронное декларирование.

В каком виде происходит защита передаваемых через интернет данных, которые причислены к категории коммерческой тайны, от перехвата их другими лицами?

Согласуясь с действительным в данное время порядком оформления деклараций, регламентированным приказом Федеральной таможенной службы России, обмен данными производится, благодаря внедрению автоматизированной системы внешнего доступа с применением особой шифровальной системы.

При этом передача информации, включающей в себя данные, относящиеся к категории коммерческой тайны, получила дополнительную защиту от перехвата, посредством использования особых криптографических методов, тщательно разработанных и сертифицированных ФСБ Российской Федерации, а малейший доступ к ним жестко и тщательно контролируется.

Что же касается защиты от вирусов и хакерских атак, то программное обеспечение, применяемое в данной сфере, разрабатывается ведущими профильными компаниями на конкурсной основе. Безусловно, создание собственных средств защиты данных — это проблематичная и весьма затратная процедура, и она нецелесообразна, учитывая, что в данное время на рынке существует предостаточно программных продуктов, которые эффективны в отношении вирусов, троянов, червей и других хакерских программ. И большинство из них полностью соответствует нормам ФТС России.

Каким образом защищается база данных от умышленного или случайного повреждения? Что произойдет, если базу данных сотрет вирус?

Процент возможности полного уничтожения информации в результате внешнего или внутреннего воздействия ничтожно мал, поскольку у каждой таможенной структуры своя база данных, хорошо защищенная набором современных программных и аппаратных средств.

Сотрудники службы, которые отвечают за поддержание безопасности, имеют большой опыт работы и уровень квалификации. К тому же, специалисты нашей компании постоянно мониторят текущее состояние системы безопасности с применением самых современных средств в сфере информационной безопасности и особого, тщательно подобранного программного обеспечения.


Консультация по любому вопросу:
+7 495 021 44 17  

Также вы можете заполнить форму:
Задать вопрос